Информация для родителей по предупреждению аутодеструктивного поведения у несовершеннолетних детей.

Аутодеструктивное поведение – поведение, ведущее к саморазрушению, акту самоубийства, совершаемому человеком  обычно в состоянии сильного душевного расстройства.

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас педагогов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.

По официальным данным на начало года в Костанайской области покончили жизнь самоубийством 6 подростков. Еще 14 довести дело до намеченной цели, к счастью, не удалось.

Наиболее частая причина попытки самоубийств среди подростков — семейные конфликты с родителями. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” Подросток стремится доказать, что его не поняли, не ценили, не любили, не понимая, что лишь когда живешь, можно что-то изменить.

На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная или разрушенная любовь).

На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение.

15% подростков, совершивших попытку суицида, предпринимали повторные попытки самоубийств. А значит, так и не были услышаны взрослыми. Ведь даже внимательные родители не всегда способны оценить всю глубину переживаний ребенка.

Подросток может воспринять как не имеющую иного выхода любую ситуацию, с которой не способен справиться сам, которую воспринимает как глубоко ранящую или оскорбительную. Самый частый пример- ссора. С родителями, другом, любимой девушкой. Там, где взрослый с высоты жизненного опыта скажет: «Помиритесь через пару дней», — глубоко раненное сердце подростка решает, что так жить нельзя.Подросток часто не способен принять  опыт взрослых, если тот озвучен мимоходом, без открытого доверительного разговора. А значит, без умения слушать и слышать со стороны родителей, людей самых близких, такая опасность будет существовать. Поймите, что вопрос «Как дела в школе?» не кажется подросткам искренним интересом к их жизни. На такой формальный вопрос обычно следует лишь один ответ: «Нормально». Подросток лишь еще раз убеждается, что родители ничего не понимают в его жизни и еще больше замыкается в себе. Только постоянный контакт, проводимое вместе свободное время  и по-настоящему доверительные разговоры могут в корне переломить данную ситуацию.

На что взрослые должны обращать внимание:

— суицид у подростков является следствием невнимания к ним;

— нужно помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых;

— учитывать характер окружающей подростковой микросреды;

-необходимо знать друзей своего ребенка и поддерживать с ними контакт: знать адреса и телефоны, приглашать в гости, спрашивать о последних событиях. Часто именно друзья способны дать вам  понимание проблем вашего ребенка.

— резкое изменение поведения – признак эмоционально важных для подростка событий. Не оставляйте его наедине со своими мыслями в такие периоды.

        Запомните:

— Подростки не понимают необратимости смерти. Для них жизнь кажется этапом игры, которую можно будет перезагрузить, только теперь все оценят, поймут, как любят и все будет по-другому. Мало кто из подростков, совершая попытку суицида, на самом деле стремится к смерти. Большинство хотят просто изменить свою жизнь.

— Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, не отмахивайтесь от проблем подростка, если он вам про них говорит. Ведь взрослые не всегда способны оценить силу эмоционального кризиса и горя своего ребенка.

— Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Будьте внимательным слушателем.

— Помогите определить источник психического дискомфорта и вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.

— Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы, сильные стороны. Задайте новый вектор увлечениям, лучше совместным с семьей: занятия спортом, туризм, путешествия, фотография и другие.

— Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

        При высказывании подростком   суицидальных мыслей, намерений, взрослые обязаны:

— обеспечить постоянное наблюдение за ребенком;

-сделать недоступными для него предметы и вещества (лекарства), с помощью, которых он может осуществить свой суицидный замысел;

— успокоить подростка беседой, с помощью лекарства, дать ему выговориться;

— изменить взаимоотношения в положительную сторону.

Что вы можете сделать прямо сейчас, с сегодняшнего дня, чтобы отвести беду от своей семьи?

  • Проанализируйте свои отношения с детьми. Насколько вы знаете своего ребенка? Какие песни он слушает и почему? Из-за чего он в последний раз поссорился с друзьями? Пишет ли он стихи? Как и с кем  он общается в социальных сетях? Легко ли вам ответить на эти вопросы?Проявляйте постоянный интерес к ребенку, принимайте и поддерживайте его начинания.
  • Будьте внимательны к детям, их словам и поступкам. Оторвитесь от своих обычныхдел ради откровенного разговора.
  • Не жалейте любви для своих детей. Слов и объятий, поддержки и одобрения.
  • Хвалите и поддерживайте ребенка, не будьте критичными или циничными по отношению к нему.
  • Предоставляйте реальную возможность в достижении успеха. Найдите область применения его талантам.
  • Обращайте внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков, не возвращаясь к ним.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, указывая его недостатки. Для него это доказательство вашей нелюбви ,а не цель изменения или указание, на кого надо равняться.

            Очень важно формировать у детей такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели, смысл жизни», а также индивидуальные приемы защиты в сложных жизненных ситуациях. Необходимо повышать стрессоустойчивость путем подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формировать готовность к преодолению ожидаемых трудностей.

А также помните, что если вы не можете сами разрешить трудную конфликтную ситуацию в семье, то помощь можно получить у специалистов.

Тогда важно вовремя обратиться к телефонам доверия, где консультант на условиях анонимности выслушает и поддержит, поможет разобраться подростку или  взрослому в своих чувствах и поступках. На ваш звонок  всегда ответят в Кризисном центре по оказанию психологической помощи по номеру

8 (7142) 22 65 32.

Если у вас возникли проблемы в школе или дома, вы не видите выхода из конфликта или трудно складываются отношения со сверстниками, родителями и учителями, обратитесь за помощью по телефону доверия

Отдела образования акимата города   Костаная – 8 (7142) 39 08 50.

Кроме того, если в кризисной ситуации вам требуется поддержка, вы можете обратиться к специалистам Ресурсного центра, который второй год  действует в Отделе образования.  Просто позвоните по телефону    8 (7142) 54 52 97. Психологи Центра  помогут вам разобраться в  причинах конфликтов в семье или школе, выслушают и  поддержат, дадут практические советы по выходу из кризиса.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти жизнь подростку, решившемуся на страшный шаг. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения в семье, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».

Комментарии


Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий