Конструктор урока

Знание приемов педагогической техники не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для “сборки уроков”, что поможет разнообразить уроки.

Конструктор урока.

Знание приемов педагогической техники не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для “сборки уроков”, что поможет разнообразить уроки.

Этапы урока 1 2 3 4 5 ….
Начало урока Простой опрос по базовым вопросам “Да –нет” Фантастическая добавка Взаимоопрос Театрализация Обсуждение выполнения домашнего задания
Объяснение нового материала Привлекательная цель Удивляй! Практичность теории Доклад Проблемный диалог Лови ошибку!
Закрепление, тренировка, отработка умений Лови ошибку! Пресс – конференция Игра – тренинг Взаимоопрос Деловая игра “Компетентность”
Повторение Своя опора Повторяем с контролем Свои примеры Пересечение тем Игра в случайность Показательный ответ
Контроль “Светофор” Опрос по цепочке Программируемый опрос Обычная контрольная работа Выборочный контроль Блиц — контрольная
Домашнее задание Задание массивом Три уровня домашнего задания Необычность обычного Творчество работает на будущее Индивидуальное задание
Конец урока Опрос — итог Отсроченная отгадка Роль “подводящий итог” Роль “Психолог”

 

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, “Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у Лысенкова дети сами выбирают, какие трудные слова, учительница должна выписать на доске”. Количество примеров неограниченно.

“Я знаю, что я ничего не знаю”, — говорил мудрый грек. “Я хорошо знаю историю, литературу”, — звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: Он не знает, чего не знает. Поэтому второй принцип открытости — не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать” — говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность”. Третий принцип — принцип деятельности — освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…

Принцип идеальности — максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.

“Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки”. Приемы педагогической техники – это сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Эти главные принципы являются основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках русского языка и литературы?

Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. Поэтому я выделила следующие приемы:

Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:

Привлекательная цель

Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)

Отсроченная отгадка

Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)

Практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения)

Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)

Вопрос к тексту

Повторение изученных ранее тем.

Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)

Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Имя существительное”.)

Игра “Ромашка” (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)

Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)

Домашнее задание

Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.)

Задание массивом (задается большое количество слов по теме “Орфоэпия”, к каждому уроку ребята заучивают слова, 10 слов – “отлично”, 5 – 10 “хорошо”)

Необычность обычного – прием подачи домашнего задания.

.делать француз.кий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный. ученики должны выписать только пропущенные буквы. Домашнее задание сочинить сказку на определенное правило.

Коллективная учебная деятельность

Организация работы в группах

Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)

Пресс – конференция и вопрос к тексту.

Своя опора

Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

Игровая учебная деятельность

Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки — найдите их и исправьте)

Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)

Игры в случайность (игра “Что? Где? Когда?”, “Ромашка”)

Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.

“Да” и “Нет” говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)

  1. Приемы устного опроса

Базовый лист контроля (тетрадь, в которой фиксируется усвоение материала по темам, дата опроса, оценка.)

Программный опрос – ученик выбирает один ответ из нескольких предложенных. Этот прием позволяет готовить учеников к ЕГЭ.

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

  1. Резюме– ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)

Комментарии


Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий