Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе и предполагает способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе приобретенных знаний, то есть социализацию личности.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знаниясведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- уменияадаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовностьориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
№ |
Индикаторы функциональной грамотности
|
Умения (эмпирические показатели)
|
1 | Общая грамотность
|
Написать сочинение, реферат. Считать без калькулятора. Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. |
2 | Компьютерная
|
Искать информацию в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты. |
3 | Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях |
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. Заботиться о своем здоровье. Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. |
4 | Информационная
|
Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. Читать чертежи, схемы, графики. Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. Анализировать числовую информацию. |
5 | Коммуникативная
|
Работать в группе, команде. Расположить к себе других людей. Не поддаваться колебаниям своего настроения. Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. Организовать работу группы. Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст. Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. |
6 |
Грамотность при решении бытовых проблем
|
Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором |
7 | Правовая и общественно-политическая грамотность |
Отстаивать свои права и интересы. Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса |
В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы:
- Управленческие (способность к разрешению проблем).
- Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).
- Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).
- Социальные (способность к социальному взаимодействию).
- Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).
- Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).
- Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
В новом стандарте начального образования образовательный процесс характеризуется «субъектно-субъектным» отношением всех участников: ученик — субъект своего познания, учитель – организатор познавательной деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка деятельности.
Внедрение в учебный процесс идей 7 модулей Программы позволяет реализовать задачи процесса обучения и создать условия для развития функциональной грамотности учеников новой формации, обладающих желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.
В результате такого обучения ученики:
- позитивно настроенные на процесс обучения и взаимосотрудничество (новые подходы в обучении коллаборативная среда);
- критически мыслящие и испытывающие потребность в знаниях (обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании и обучении, управление и лидерство в обучении учебный диалог, работа в группах);
- понимающие суть оценивания и взаимооценивания (обучение для обучения и оценивание обучения суть критериального оценивания, взаимооценивание);
- проявляющие свои способности и таланты (обучение талантливых и одаренных, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями дифференцированная работа АВС на уроке и дома, задания на опережения );
- умеющие дать рефлексивную оценку своей деятельности (рефлексия учебной деятельности и понимания изучаемого материала, эмоционального состояния).
Обучение, ориентированное на ученика дает возможность ученику раскрыться как личность, стать полноправным участником процесса, а не пассивным слушателем.
Комментарии
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.