Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе и предполагает способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе приобретенных знаний, то есть социализацию личности.

Компонентами функциональной грамотности являются:

  • знаниясведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • уменияадаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовностьориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

 

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

 

Индикаторы функциональной грамотности

 

Умения (эмпирические показатели)

 

1 Общая грамотность

 

Написать сочинение, реферат.

Считать без калькулятора.

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

2 Компьютерная

 

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

3 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

4 Информационная

 

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

5 Коммуникативная

 

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

6

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором

7 Правовая и общественно-политическая грамотность

Отстаивать свои права и интересы.

Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса

 

В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы:

  • Управленческие (способность к разрешению проблем).
  • Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).
  • Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).
  • Социальные (способность к социальному взаимодействию).
  • Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).
  • Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).
  • Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).

Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

В новом стандарте начального образования образовательный процесс характеризуется «субъектно-субъектным» отношением всех участников: ученик — субъект своего познания, учитель – организатор познавательной деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка деятельности.

Внедрение в учебный процесс идей 7 модулей Программы позволяет реализовать задачи процесса обучения и создать условия для развития функциональной грамотности учеников новой формации, обладающих желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.

В результате такого обучения ученики:

  • позитивно настроенные на процесс обучения и взаимосотрудничество (новые подходы в обучении коллаборативная среда);
  • критически мыслящие и испытывающие потребность в знаниях (обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании и обучении, управление и лидерство в обучении учебный диалог, работа в группах);
  • понимающие суть оценивания и взаимооценивания (обучение для обучения и оценивание обучения суть критериального оценивания, взаимооценивание);
  • проявляющие свои способности и таланты (обучение талантливых и одаренных, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями дифференцированная работа АВС на уроке и дома, задания на опережения );
  • умеющие дать рефлексивную оценку своей деятельности (рефлексия учебной деятельности и понимания изучаемого материала, эмоционального состояния).

 

Обучение, ориентированное на ученика дает возможность ученику раскрыться как личность, стать полноправным участником процесса, а не пассивным слушателем.

Комментарии


Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий