Рекомендации педагога – психолога учителям – предметникам по сопровождению детей инклюзивного обучения.
Дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под “изменением способов подачи информации” понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. (Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.)
Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Элементы изменений могут вноситься
- в программы:
- сокращенное содержание, направленное на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные проверочные задания, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
- альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
- четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
- акцентирование внимания на задании;
- предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (сообщения, макеты, рисунки с пояснением и т.д.).
- в работу в классе:
- наличие индивидуальных правил для учащихся (с нарушением зрения дети могут вставать на уроке, подходить для рассматривания иллюстраций, написанного на доске и др.);
- оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся (выделение места отдыха или уединения аутистам, посадка за отдельную парту и т.п.);
- поддержание тишины во время интенсивных занятий;
- отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
- обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
- близость учеников к учителю;
- наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);
- сохранение достаточного пространства между партами.
- в задания:
- использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
- поэтапное разъяснение заданий;
- упрощение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
- демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача);
- близость к учащимся во время объяснения задания.
- в смену видов деятельности:
- подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- обеспечение помощи при передвижении.
- в письменные задания:
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
- обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
- дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
- обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
- разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
- в оценку достижения планируемых результатов в начальной школе:
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения итоговой отметки;
- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
- акцентирование внимания на хороших оценках;
- разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- оценка переделанных работ;
- использование системы оценок достижений учащихся.
- в тесты:
- устное объяснение заданий;
- обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
- обеспечение учащихся списком слов с определениями;
- неограниченное время для выполнения теста;
- проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (изолированно);
- чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
- разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
- использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
- разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
- сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
- оценка правописания отдельно от содержания работы;
- обеспечение напечатанными учебными материалами;
- разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
- предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
- написание первой буквы пропущенного слова.
- на математике:
- разрешение использовать калькулятор;
- группирование сходных проблем;
- размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
- использование малого количества заданий для получения оценки;
- использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
- предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
- обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
- поэтапное представление проблемных заданий;
- использование визуальных пособий (картинок, графиков).
- в работе с дополнительной информацией:
- маркирование заданий в учебниках;
- обеспечение обратной связи по каждому заданию;
- использование линейки во время чтения для его облегчения;
- обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
- ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
- возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;
- одновременная раздача листов с упражнениями;
- последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
- проецирование изображений;
- использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
- практика записи заданий в тетради;
- использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
- в поведении:
- организация учебного дня;
- распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
- обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
- использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
- использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
- сведение к минимуму наказаний за невыполнение правил, ориентировка более на позитивное, чем негативное;
- составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника;
- предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом “безопасном месте”, когда этого требуют обстоятельства;
- разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
- разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.
Комментарии
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.