Активные формы работы с педагогами
Сценарный ход работы с педагогами с использованием интерактивных форм.
Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.
Задачи.
- формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
- развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
- стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.
Активные формы работы с педагогами
Ячменева Тамара Сергеевна, -учитель
Великое благо тому, кто научился учиться.
Менандр
Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.
Задачи.
- формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
- развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
- стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.
Методика “Мозаика”
Всякое знание остается мертвым, если …
не развивается инициатива и самодеятельность.
Н.А.Умов
Категории участников.
- Учителя-предметники.
- Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп).
Мотив участия:
- личная заинтересованность;
- осознанный выбор участия;
- эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир).
План работы семинара
- Краткое вступление руководителя тренинга.
- Теоретическая часть.
А) Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения).
Б) Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм.
В) Методики и технологии обучения.
- Формирование рабочих групп.
- Работа с элементами тренинга в группах.
- Итоги тренинга: представление результата групповой работы
- Рефлексия.
Ход семинара-тренинга
Семинар проходит в компьютерном кабинете.
- Участникам предлагаются краткие тезисы по теме “Активные формы работы и методы обучения”
Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. (Слайды 1-12.Презентация)
1) Глоссарий
Метод обучения – метод (греч. — “путь”):
1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения;
2) совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.
Активные и интерактивные методы обучения:
— игровые, проблемные задания,
— метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий),
— метод генерации идей (мозговой штурм),
— организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.
Типы уроков: — Бинарный урок часто называют интегрированным. Его главное преимущество заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.
— Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество.
— Урок-аукцион. До начала “аукциона” экспертами определяется “продажная стоимость” идей. Затем идеи “продаются”, автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.
— “Мозговая атака” имеет сходство с “аукционом”. Группа делится на “генераторов” и “экспертов”. МА развивает творческое мышление учащихся, повышает доверие к преподавателю, делает обучение “комфортным”.
— Урок типа “Что? Где? Когда?” Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.
— Урок-деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы.
— Урок-экскурсия, очное или заочное путешествие. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
— Уроки типа КВН. Например, возможна художественная самодеятельность – разыграть интересные истории, связанные с ПК, использование ребусов.
— Урок “за круглым столом”. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.
Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- коллективная,
- групповая.
Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:
- цели и задачи обучения,
- учебные возможности учащихся,
- внешние условия,
- возможности учителя.
- Теоретическая часть
Выступление творческих групп с презентациями по выбранным темам: “Что отличает современный урок от традиционного” (Слайды 13-16), “Технология как совокупность приёмов” (Слайды 17-21), “Проблемное обучение”(Слайды 22-31), “Мозговая атака” (Слайды 32-37). Материалы презентаций помещены в компьютеры – “Справочные материалы”, ими может воспользоваться любая группа во время последующей работы.(Электронные материалы, диск прилагается) В качестве консультантов работают руководители творческих групп, готовивших материалы к тренингу.
2) Методическая разминка: Игра “В школе животных”.
Ведущий рассказывает притчу:
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.
— Кто здесь неудачник: учитель или ученики?
— Как учить разных учеников?
— Как поддерживать разнообразных?
— Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?
— Как оценивать разных детей:
— по способностям,
— по старанию,
— по другому (какому?) принципу?
III. Создание рабочих групп
Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны применяться проективные методики, обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.
Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можно ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий. Педагог должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами. Это ответственность педагога – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.
Формируются группы по интересам: желание поделиться опытом или возможность расширить знания. (Слайды 34-37)
1 группа – “Работа в малых группах”
2 и 3 группы — “Проблемное обучение”
4 группа — “Мозговой штурм”
Инструкция для работы в группе:
— За 15 минут открыть конверт с заданием: создать эйдос-конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов “Педагогические находки. Рекомендации к уроку”. Сформулировать советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.
— Должны участвовать все члены группы.
— Приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими проекту
Предполагается использование следующих методических идей:
— применение игровых заданий;
— использование активных форм обучения;
— организация группового взаимодействия учащихся;
— повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.
Правила общения в группе:
— Говорить кратко.
— Говорить конкретно.
— Слушать внимательно.
— Запрашивать дополнительную информацию.
— Не объяснять своего поведения.
— Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.
- Защита проектов.Представление результата групповой работы.
- Рефлексия. (Слайды 38-45)
1) — Какой вид деятельности принёс наибольшее удовлетворение?
— Какие выводы сделали в ходе тренинга?
— Что следует изменить?
2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?
— Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?
— Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?
3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?
4) Согласны ли ВЫ с высказываниями великих? (Учитель — тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;
Учение — искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)
5) Заполнение анкеты:
- Я сегодня был недоволен тем, что…
- Мне понравилось, что…
- Я получил бы большую пользу, если бы…
- Самое важное для меня сегодня…
Желаем всем больше методических находок!
Будьте активными и успешными педагогами!
Комментарии
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.