Глобальные модели компетенций
Тем не менее, осознание необходимости перемен сегодня стало одной из главных повесток дня практически во всех государства мира. Реформаторы в разных точках планеты стараются определить и сформулировать компетенции, необходимые растущим личностям в стремительно менющуюся эпоху. Естественно, в разных странах рождаются разные типологии: где-то разделяют возможные компетенции одним образом, а где-то — совсем другим.Решить эту проблему стараются международные организации, консорциумы, экспертные группы, которые проводят долгосрочные исследования реформ в разных странах и ищут объединяющие принципы классификации компетенций, которые можно было бы использовать в глобальных масштабах. Этим, в частности, занимается и ЮНЕСКО, и Всемирный экономический форум, и ОЭСР, и многие другие.Ниже мы познакомимся с самыми актуальными на сегодня масштабными моделями компетенций.
Ключевые компетенции ОЭСР (Модель 3К)
Результаты PISA, которая проводится раз в 4 года, помогают выяснить, формируются ли у школьников разных стран навыки и умения, необходимые для полноценной жизни в современном обществе. Изначально PISA проверяла 4 разных вида грамотности: грамотность работы с текстом, математическая грамотность, естесвеннонаучная грамотность и способность решать задачи. Однако со временем стало очевидно, что этих четырёх областей для оценки недостаточно. Проект DeSeCo (Definition and Selection of Competencies, Определение и выбор компетенций) призван определить те компетентностные области, которые важны сегодня и в прогнозируемом будущем, чтобы оценка PISA стала ещё точнее. Помимо этого, в результатах исследования компетенций DeSeCo заинтересованы многие государства и образовательные системы мира, поскольку человеческий капитал наконец становится главной частью политики.
Чтобы компетенция стала ключевой, по мнению экспертов DeSeCo, она должна соответствовать трём критериям:
1. она должна иметь ценность для личности и общества
2. она должна помогать индивидууму встраиваться в различные контексты
3. она должна иметь ценность не только в профессиональном смысле, но и в личностном
В отчёте DeSeCo формируется три крупных категории компетенций:
1. грамотное и интерактивное использование инструментов (языка, текста, информации, технологий)
2. взаимодействие в неоднородных группах (доброжелательное отношение, работа в команде, кооперация, умение решать конфликты)
3. независимое поведение (иметь развёрнутый взгляд на вещи, строить собственные жизненные планы, отстаивать собственные права и защищать права других)
Экспертная группа выделила следующие большие группы компетенций, которые можно считать ключевыми параметрами для оценки успеха личности в XXI веке:
1. Базовые компетенции (умение читать, писать и считать, использовать научные знания, работать с цифровыми технологиями и информацией, управлять собственными финансами и жить в цивилизованном обществе)
2. Профессиональные компетенции (критическое мышление, креативность, общение и сотрудничество)
3. Личностные компетенции (любопознательность, инициативность, настойчивость, гибкость, лидерские качества, уважение к другим обществам и культурам)
Некоммерческая организация Partnership for 21st Century Learning (или P21) была основана в 2002 году для исследовательской деятельности и привлечения внимания общественности к проблеме формирования новых навыков в системе школьного образования. В работе над исследованиями P21 принимали участие корпорации-гиганты: Dell, Cisco, Apple, Microsoft и другие.
P21 разработала модель ключевых компетенций из 7 элементов:
1. критическое мышление и умение решать задачи
2. креативность
3. уважение к другим культурам
4. информационная, коммуникационная и медиаграмотность
5. ИТ-грамотность
6. способность к самообразованию и построению карьеры
Эта же организация представила модель ключевых компетенций из 4 более широких категорий (Модель 4К):
1. коллаборация
2. коммуникация
3. критическое мышление
4. креативность
ЦПУП — Центр Перепроектирования Учебных Программ(англ. CCR — Center for Curriculum Redesign). Это некоммерческая международная организация, которая ищет подходы к реформированию образования. Основатель организации, Чарльз Фейдл, вместе с коллегами написал книгу «Четырёхмерное образование», в которой постулировали свой подход к переосмыслению компетенций.
В сотрудничестве с проектом ОЭСР «Образование-2030»эксперты ЦПУП проанализировали 32 модели компетенций со всего мира, и обнаружили, что все компетенции можно разделить по четырём граням образования:
1. Знания (владение областями изучения и инструментами)
2. Навыки (общения, креативности, взаимодействия и т. д.)
3. Личные качества (социальные и эмоциональные навыки, культурная осведомлённость и т. д.)
4. Мета-обучение (аналитическое мышление, критическое мышление, навык самостоятельного познания)
На основании этих четырёх граней ЦПУП разработал свою общую матрицу компетенций:
1. Что мы знаем и понимаем (традиционные предметы — например, математика; новые предметы — например, предпринимательство; междисциплинарность)
2. Как мы используем наши знания (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация)
3. Как мы ведём себя и вовлекаемся в окружающий мир (любознательность, осознанность, жизнестойкость, нравственность, лидерство)
Эти три группы компетенций связываются с помощью метаобучения — установки на развитие и метапознание.
Комментарии
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.